Районный ресурсный центр Москоского района

г. Нижнего Новгорода по духовно-нравственному воспитанию

имени святителя Луки Крымского  

 

Координационная деятельность (из опыта работы тьютора)

 

 

 

Координационная деятельность по научно-методическому сопровождению введения курса ОРКСЭ. Из опыта работы тьютора.

 

       Козлова Елена Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №93. председатель РМО учителей ОРКСЭ Московского района, руководитель районного ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию.

 

                              

Повышение квалификации педагогических кадров при введении комплексного курса ОРКСЭ является условием, обеспечивающим эффективность его внедрения, а также выступает и важнейшим внутрисистемным ресурсом, обеспечивающим научно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение государственной политики в сфере образования.

        В 2012г кафедрой истории и обществоведческих дисциплин была организована подготовка тьюторов для реализации каскадной модели повышения на базовых площадках районов, что обеспечило массовую подготовку учителей к преподаванию нового предмета в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области, учитывая их профессиональные запросы и потребности. Была поставлена задача:

психолого-педагогическое обеспечение и поддержка тьюторами индивидуальной деятельности педагога-предметника по подготовке к введению ОРКСЭ.

        Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Тьюторы проводят лекции по содержанию модулей и практические занятия в группах по методике преподавания ОРКСЭ с использованием проектных, игровых и информационных технологий.  В нашем районе тьюторы при  методической помощи ГБОУ ДПО НИРО обучили группы педагогов в составе 32  и 23 человек. Тьютор(преподаватель-консультант) создает образовательную среду, позволяющую педагогам не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в профессиональной деятельности, обучаясь в удобном для них режиме. При этом тьютор осуществляет координационную деятельность по научно-методическому сопровождению введения курса ОРКСЭ.

           Анкетирование слушателей показало, что они выдвигают к содержанию образовательных программ повышения квалификации высокие требования: практическая значимость, новизна информации,  компактность. Тьютору нужно использовать  такие технологии, которые  могут  активизировать слушателей, перевести их из пассивных   потребителей учебной  информации (многим просто нравится  слушать лекции) в творческих соучастников получения знаний. Участники процесса начинают это понимать, когда нужно составлять итоговый проект урока. Возникают вопросы, как это сделать? Покажите, научите. Тьютор строит свои занятия таким образом, чтобы учителя на практике могли овладеть методами проблемного, мыслительного поиска, диалоговых способов мышления, а затем перенести их на свои уроки. Для этого были проведены тьютором  мастер-классы.

             Тьютор всегда стоит перед выбором: либо пойти на поводу у слушателей и остаться на уровне работы, задаваемой ими, работать так, как они привыкли работать, или взять на себя ответственность и задать новый измененный уровень, который не обязательно окажется по плечу всем слушателям. Что значит ориентироваться на слушателя? На какого из них? Все они разные – одни активны, другие молча наблюдают; одни несут значительный багаж опыта, другие его не имеют; одни обладают значительным интеллектуальным потенциалом, другие вынуждены работать на пределе своих интеллектуальных возможностей; одни склонны к витанию в облаках теоретических конструкций, другие признают лишь «хождение по земле ползучего эмпиризма». Как охватить все это многообразие?

            Для успешного управления деятельностью тьютору необходимо организовать обратную связь, получение своевременной информации об успешности продвижения каждого слушателя. Следовательно, на каждом семинаре-практикуме необходимо проводить контроль на предмет достижения слушателями результатов обучения. Очень помогают в этом рабочие тетради для слушателей муниципальных команд, разработанные НИРО. Работы контроля имеют бинарные оценки: достиг –не  достиг. Для отображения результатов таких работ целесообразно использовать таблицу мониторинга успешности.

           Координационной деятельности по научно-методическому сопровождению введения курса ОРКСЭ способствует дистанционное взаимодействие через сайт районного ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию, на страницах которого публикуются материалы проведенных семинаров, нормативно- правовые документы, ссылки на Интернет- ресурсы по модулям. Для оказания информационно-методической поддержки тьютором давались консультации пот отдельным вопросам через электронную почту.

 Вместе с тем в ходе курсовой подготовки были сделаны выводы о наличии определенных профессиональных дефицитов в работе педагогов, особенно учителей начальной школы: недостаток базовых знаний по религиозным культурам. Тьютор скоординировал деятельность по научно-методическому сопровождению.    Было решено   принимать активное участие в работе лектория  для учителей ОРКСЭ по модулю ОПК.  Два раза в месяц в храме прихода иконы Божией Матери «Скоропослушница»   читались лекции и освещались  трудные вопросы, касающиеся религиозной тематики. Отец Димитрий помогал педагогам, выбравшим ориентиром в своей деятельности ценности православия,  повысить профессиональную компетентность, давал индивидуальные консультации.  Особенно запомнились лектории «Христианская семья-малая церковь», «Пасха»,  «Святые и святыни Нижегородского края»,  «Человек и Бог в православии».  После такой подготовки педагоги более качественно смогут  донести до учащихся в непротиворечивой и доступной форме самое ценное, что есть в отечественной духовно-нравственной культуре

         Многие педагоги  ( особенно учителя-предметники, работавшие до этого в старших классах) в ходе апробации нового курса отмечают сложность работы с детьми младшего подросткового возраста. Тьютор увидела актуальность разработки рекомендаций по проблемам возрастной психологии, психологических аспектов формирования ценностных ориентаций младших подростков, для чего необходимо привлечение психологов. Была приглашена православный психолог Воскресенская Влада Владимировна, которая провела  семинар «Индивидуальный подход к обучающимся  в вопросах духовно-нравственного воспитания».

        Среди  трудностей, которые возникли при введении курса, следует назвать проблемы, связанные с недостатком дополнительных материалов, в частности художественных текстов. С этой целью тьюторы  создали пособие в электронном виде «Полезное чтение», которое адресовано учителям, преподающим  ОПК. Материал подобран и систематизирован с учетом тем учебного пособия  А.В.Кураева.

          В течение года благодаря координационной деятельности тьюторов  шла подготовка к районному конкурсу творческих проектов по курсу ОРКСЭ. Были проведены  мастер-класс «Использование проектной деятельности в преподавании ОРКСЭ», учебное занятие «Технология разработки творческого проекта»,  а также разработано Положение о конкурсе проектов. В конце первого года изучения курса был проведен конкурс проектов  (школьный и  районный). В подготовке и проведении конкурса оказал помощь протоиерей Димитрий Морозов, силами которого были организованы призы и подарки победителям конкурса в номинациях  «Групповой проект»  и  «Индивидуальный проект». 

В районном  конкурсе приняли участие восемь школ (№118,  №70,№66,№139,№69,№93,№67,№178).  Лучшими были признаны проекты «Православные святые- покровители профессий»  ( МАО СОШ №118),                « Пост-это школа нравственного воспитания» (МБОУ СОШ №69), «Крест – краса церквей» ( МБОУ СОШ №70), «Праздник праздников» (МБОУ СОШ №66), «Величественные храмы. Храм Гроба Господня» (МБОУ СОШ №93).

В течение года во многих   школах прошли встречи родителей и учителей ОРКСЭ с тьюторами и  помощником благочинного по образованию, была оказана консультационная помощь на этапе выбора родителями одного из шести модулей курса.

          Таким образом, тьютор в районе проводит  координационную деятельность по научно-методическому сопровождению введения курса ОРКСЭ, оказывает педагогам теоретическую, методическую и практическую помощь по овладению современными подходами к преподаванию предмета « Основы религиозных культур и светской этики»