Отчет о работе районного ресурсного центра по духовно- нравственному воспитанию. МБОУ СОШ №93
Образование - важнейшее направление деятельности общества, так как от его состояния зависит, какое поколение мы вырастим, что будет с нашим народом и нашей страной в будущем. В последние годы Президент Путин В.В. уделяет проблеме духовно- нравственного воспитания пристальное внимание. В послании Федеральному собранию он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере как ценностную катастрофу, происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров и поставил задачу: «укреплять прочную духовно- нравственную основу общества».
Проблему духовно-нравственного становления личности не обходит вниманием и РПЦ. Патриарх Московский и всея Руси на культурно-образовательном форуме «От сердца к сердцу», выступая перед педагогами, сказал: «Школа не может существовать без воспитательной функции»
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий на городской педагогической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся в рамках реализации государственных стандартов», общаясь с педагогами, сказал: « Нужно возвращаться к своим ценностям. Что сегодня посеем, то завтра пожнем». Глава Нижегородской митрополии высоко оценил работу городского ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию и отметил: «Хочется, чтобы такие ресурсные центры работали в каждом районе Нижнего Новгорода».
Именно в этом контексте понимания значимости духовно-нравственного воспитания в октябре 2013 года на базе МБОУ СОШ №93 создан ресурсный центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования Московского района г.Нижнего Новгорода. Ресурсный центр взаимодействует с Московским благочинием , приходом церкви в честь иконы «Скоропослушница», отделом образования Нижегородской епархии, управлением образования Московского района, ДДТ, городским ресурсным центром, образовательными учреждениями.
В 2013 году были разработаны концепция и положение о Московском ресурсном центре, где определены: актуальность создания центра, цель деятельности центра, задачи, основные направления деятельности, социальные партнеры, формы работы.
Цель деятельности центра: обеспечение эффективных условий для духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся и распространение положительного опыта работы по данной проблеме в системе сетевого взаимодействия.
Задачи районного ресурсного центра:
• эффективно использовать материальные, финансовые и кадровые ресурсы в рамках деятельности центра;
• развивать активное культурное сознание и нравственное поведение детей;
• апробировать активное и интерактивные формы и методы работы с педагогическим сообществом по проблемам духовно-нравственного воспитания;
• активизировать и реализовать педагогические возможности регионально-культурной среды и духовных национальных ценностей;
• разработать и внедрить специализированные программы в социуме;
• реализовать модели сетевого взаимодействия;
• совершенствовать учебно-методическую базу по духовно-нравственному воспитанию детей;
• обобщить и транслировать положительный педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию, в том числе с использованием СМИ.
Направления работы районного ресурсного центра:
Научно-методическое направление:
-Обеспечение повышения квалификации педагогов по курсу «Основы православной культуры»;
-Проведение семинаров;
-Формирование банка информационных и методических материалов по православной культуре;
-Разработка авторских дополнительных программ;
-Участие в профессиональных педагогических конкурсах;
-Информационная поддержка деятельности центра: создание сайта ресурсного центра
Просветительское направление:
-Проведение круглых столов;
-Участие в конкурсных мероприятиях по православной культуре («Рождественские чтения», конкурсы детского творчества);
-Посильное участие в благотворительной деятельности;
-Организация экскурсий «Дорога к храму»
-Встречи педагогов, родителей со священнослужителями;
-Лекторий для учителей ОРКСЭ, кинолекторий для обучающихся
Ожидаемые результаты:
• Укрепление статуса школы как социального института, служащего стабилизации и консолидации социума
• Повышение духовно-нравственного потенциала и профессиональной компетентности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания;
• Повышение интереса родителей к вопросам духовно-нравственного воспитания детей, активное включение в деятельность, направленную на духовно-нравственное развитие детей;
• Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания
• Положительная динамика уровня нравственного развития обучающихся
На базе центра организовано информационно- методическое сопровождение курса ОРКСЭ.
Преподавать основы религиозных культур и светской этики стали учителя школ, прошедшие подготовку в рамках курсовой каскадной модели ГБОУ ДПО НИРО. В нашем районе тьюторы на базе ресурсного центра (МБОУ СОШ №93) при методической помощи ГБОУ ДПО НИРО обучили группы педагогов в составе 32 , 23 и 25 человек.
Координационной деятельности по научно-методическому сопровождению введения курса ОРКСЭ способствует дистанционное взаимодействие через сайт районного ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию. Вместе с тем в ходе курсовой подготовки были сделаны выводы о наличии определенных профессиональных дефицитов в работе педагогов, особенно учителей начальной школы: недостаток базовых знаний по религиозным культурам. Тьютор скоординировал деятельность по научно-методическому сопровождению. Было решено принимать активное участие в работе лектория для учителей ОРКСЭ по модулю ОПК. Два раза в месяц в храме прихода иконы Божией Матери «Скоропослушница» , а также на базе ресурсного центра читались лекции и освещались трудные вопросы, касающиеся религиозной тематики. Отец Димитрий помогал педагогам, выбравшим ориентиром в своей деятельности ценности православия, повысить профессиональную компетентность, давал индивидуальные консультации. Особенно запомнились лектории «Христианская семья-малая церковь», «Пасха», «Святые и святыни Нижегородского края», «Человек и Бог в православии». После такой подготовки педагоги более качественно смогут донести до учащихся в непротиворечивой и доступной форме самое ценное, что есть в отечественной духовно-нравственной культуре
Многие педагоги ( особенно учителя-предметники, работавшие до этого в старших классах) в ходе апробации нового курса отмечают сложность работы с детьми младшего подросткового возраста. Была приглашена православный психолог Воскресенская Влада Владимировна, которая провела в МБОУ СОШ №93 на базе ресурсного центра семинар «Индивидуальный подход к обучающимся в вопросах духовно-нравственного воспитания».
В связи с введением в школьный курс предмета ОРКСЭ Центр стал организовывать собрания родителей учащихся 3-х классов по вопросам выбора модулей. Как один из результатов проводимой работы можно отметить, что модуль ОПК в рамках выбора модулей оказался предпочтительнее остальных модулей.
В соответствии с планом работы РРЦ проводились семинары, круглые столы, конференции. Помощник благочинного по образованию помогал в организации и проведении всех мероприятий духовно-нравственной направленности. Особенно следует выделить семинар «Духовно- нравственное воспитание в семье», организованный совместными усилиями специалистов районного управления образования, РМО учителей ОРКСЭ и протоиерея Димитрия Морозова. В нем приняли участие 38 человек, в том числе и родители. Вызвали интерес следующие вопросы: «Взаимодействие семьи, школы и РПЦ в возрождении семейных ценностей», «Роль курса ОПК в семейном воспитании». В течение года проводились круглые столы. Следует отметить работу круглого стола «Взаимодействие РМО учителей ОРКСЭ и РПЦ Нижегородской митрополии», где отец Дмитрий, помощник благочинного, осветил основные вопросы сотрудничества
С 2013 года Центр выступает организатором муниципального тура районного конкурса творческих проектов по курсу ОРКСЭ. Были проведены мастер-класс «Использование проектной деятельности в преподавании ОРКСЭ», учебное занятие «Технология разработки творческого проекта», а также разработано Положение о конкурсе проектов. В конце первого года изучения курса был проведен конкурс проектов (школьный и районный). В подготовке и проведении конкурса оказал помощь протоиерей Димитрий Морозов, силами которого были организованы призы и подарки победителям конкурса в номинациях «Групповой проект» и «Индивидуальный проект».
В районном конкурсе приняли участие восемь школ (№118, №70,№66,№139,№69,№93,№67,№178). Лучшими были признаны проекты «Православные святые- покровители профессий» ( МАО СОШ №118), « Пост-это школа нравственного воспитания» (МБОУ СОШ №69), «Крест – краса церквей» ( МБОУ СОШ №70), «Праздник праздников» (МБОУ СОШ №66), «Величественные храмы. Храм Гроба Господня» (МБОУ СОШ №93
Районный конкурс творческих проектов стал уже традиционным.. Результаты подготовки и защиты творческих проектов учитываются при формировании портфолио ученика.
В 2014 году в районном конкурсе проектов приняли участие 8 школ (74,93,64,178,69,118,67,115). Лучшими были признаны проекты МБОУ СОШ №93 (руководитель Козлова Е.П.),МБОУ СОШ №74 (руководитель Гурова Н.В.),МБОУ СОШ №64 (Демина И.Н.), МБОУ СОШ №69 (руководитель Кутырева В.А.), МБОУ СОШ №178 (руководитель Федорова Е.А.).
С 2013 года РРЦ выступает организатором муниципального тура Всероссийской олимпиады по основам православной культуры «Русь Святая! Храни веру свою». В 2014 первый раз состоялся муниципальный этап для обучающихся 4 классов, изучающих курс ОРКСЭ. Девять школ района (№ 66.67.74.93.118.146.172,178,21) провели школьные олимпиады «Русь Святая! храни веру свою», поэтому они смогли участвовать в муниципальном этапе. В школьном этапе приняло участие 197 человек. В муниципальном этапе приняли участие 17 человек. Среди 4-х классов победил Канайкин Михаил,ученик4 класса МБОУ СОШ №21 (учитель Степишкина Н.В.) Среди 5 классов победила Суханова Варвара, ученица МБОУ СОШ №93(учитель Козлова Е.П.)
Ежегодно на базе ресурсного центра проходят детские Рождественские чтения. Тужилкина А.(ОУ 74)стала победителем заочного тура IX городских Детских Рождественских чтений, а Иванова А.(ОУ 64)-лауреатом.
Центр активно участвует в мероприятиях, организуемых отделом образования Нижегородской епархии:
-Епархиальные конкурсы: «Красота Божьего мира», «Пасха Красная»и др.
-Районная рождественская елка.
-Православные праздники
Районный ресурсный центр оказал содействие в организации поездки учителей ОРКСЭ в Москву на Международные Рождественские чтения, а также помогал организовать участие учителей ОРКСЭ и тьюторов Московского округа в юбилейных торжествах, посвященных700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
РРЦ, ДДТ , управление образования администрации Московского района г. Нижнего Новгорода, Московское благочиние Нижегородской Епархии (приход церкви в честь иконы божией Матери «Скоропослушница»)
В 2014 провели районный конкурс чтецов «Это ты моя, Русь державная, моя Родина Православная!», посвященного 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Участники конкурса-учащиеся 4-х классов. Цель конкуса- формирование главных жизненных ориентиров школьников на основе служения Отечеству через образ преподобного Сергия Радонежского
В целях диссеминации инновационного опыта учитель ОПК Кутырева В.А.. опубликовала урок «Дорогою добра» на интернет портале «Социальная сеть работников образования», а выступление Козловой Е.П. « Координационная деятельность по научно-методическому сопровождению введения курса ОРКСЭ. Из опыта работы тьютора» на областном семинаре опубликовано на сайте НИРО.
Учитель МБОУ СОШ №93 Козлова приняла активное участие в восьмых Нижегородских Рождественских чтениях «Образовательная система региона и Нижегородская митрополия: социальное партнерство в православном просвещении на пути духовного возрождения нижегородцев». Ее выступление «Роль районного методического объединения учителей ОРКСЭ в развитии взаимодействия школы и РПЦ Нижегородской митрополии» получило высокую оценку.
Кутырева В.А.(МБОУ СОШ №69)участвовала в региональном педагогическом конкурсе «Серафимовский учитель» и получила сертификат участника.
Центр является организатором паломнических поездок для педагогической общественности, учащихся и их родителей, экскурсий по храмам и монастырям для учащихся в рамках программы «Социокультурные истоки»
В завершении хочется сказать, что мы еще в начале пути, но мы делаем все, чтобы районный ресурсный центр стал площадкой для общения между духовенством, общественностью, педагогами, родителями и детьми.