Районный ресурсный центр Москоского района

г. Нижнего Новгорода по духовно-нравственному воспитанию

имени святителя Луки Крымского  

 

Отчёт о работе центра

 

 

Отчет о работе районного ресурсного центра по духовно- нравственному воспитанию. МБОУ СОШ №93

        Образование - важнейшее направление деятельности общества, так как от его состояния зависит, какое поколение мы вырастим, что будет с нашим народом и нашей страной в будущем. В последние годы Президент Путин В.В. уделяет проблеме духовно- нравственного воспитания пристальное внимание. В послании Федеральному собранию он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере как ценностную катастрофу, происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров и поставил задачу: «укреплять прочную духовно- нравственную основу общества».

       Проблему духовно-нравственного становления личности не обходит вниманием и РПЦ. Патриарх Московский и всея Руси на культурно-образовательном форуме «От сердца к сердцу», выступая перед педагогами,  сказал: «Школа не может существовать без воспитательной функции»

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий  на городской педагогической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся в рамках реализации государственных стандартов», общаясь с педагогами, сказал: « Нужно возвращаться к своим ценностям. Что сегодня посеем, то завтра пожнем». Глава Нижегородской митрополии высоко оценил работу городского ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию и отметил: «Хочется, чтобы такие ресурсные центры работали в каждом районе Нижнего Новгорода».

      Именно в этом контексте понимания значимости духовно-нравственного воспитания в октябре 2013 года на базе МБОУ СОШ №93 создан ресурсный центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования Московского района г.Нижнего Новгорода. Ресурсный центр взаимодействует с Московским  благочинием , приходом церкви в честь иконы «Скоропослушница», отделом образования Нижегородской епархии, управлением образования Московского района, ДДТ, городским ресурсным центром, образовательными учреждениями.

В 2013 году были разработаны концепция и положение о Московском ресурсном центре, где определены: актуальность создания центра, цель деятельности центра, задачи, основные направления деятельности, социальные партнеры, формы работы.

        Цель деятельности центра: обеспечение эффективных условий для духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся и распространение положительного опыта работы по данной проблеме в системе сетевого взаимодействия.

        Задачи районного ресурсного центра:

         эффективно использовать материальные, финансовые и кадровые ресурсы в рамках деятельности центра;

                  развивать активное культурное сознание и нравственное поведение детей;

                   апробировать активное и интерактивные формы и методы работы с педагогическим сообществом по проблемам духовно-нравственного воспитания;

                  активизировать и реализовать педагогические возможности регионально-культурной среды и духовных национальных ценностей;

          разработать и внедрить специализированные программы в социуме;

         реализовать модели сетевого взаимодействия;

                  совершенствовать учебно-методическую базу по духовно-нравственному воспитанию детей;

                    обобщить и транслировать положительный педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию, в том числе с использованием СМИ.

Направления работы районного ресурсного центра:

Научно-методическое направление:

 -Обеспечение повышения квалификации педагогов по курсу «Основы     православной культуры»;

-Проведение семинаров;

-Формирование банка информационных и методических материалов по православной культуре;

-Разработка авторских дополнительных программ;

-Участие в профессиональных педагогических конкурсах;

-Информационная поддержка деятельности центра: создание сайта ресурсного центра

Просветительское направление:

-Проведение круглых столов;

-Участие в конкурсных мероприятиях по православной культуре («Рождественские чтения», конкурсы детского творчества);

-Посильное участие в благотворительной деятельности;

-Организация экскурсий «Дорога к храму»

-Встречи педагогов, родителей со священнослужителями;

-Лекторий для учителей ОРКСЭ, кинолекторий для обучающихся

Ожидаемые результаты:

         Укрепление статуса школы как социального института, служащего стабилизации и консолидации социума

         Повышение духовно-нравственного потенциала и профессиональной компетентности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания;

         Повышение интереса родителей к вопросам духовно-нравственного воспитания детей, активное включение в деятельность, направленную на духовно-нравственное развитие детей;

         Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания

         Положительная динамика уровня нравственного развития обучающихся

 

На базе центра организовано информационно- методическое сопровождение курса ОРКСЭ.

Преподавать основы религиозных культур и светской этики стали учителя школ, прошедшие  подготовку в рамках курсовой  каскадной модели ГБОУ ДПО НИРО. В нашем районе тьюторы на базе ресурсного центра (МБОУ СОШ №93) при  методической помощи ГБОУ ДПО НИРО обучили группы педагогов в составе 32  , 23 и 25 человек.

        Координационной деятельности по научно-методическому сопровождению введения курса ОРКСЭ способствует дистанционное взаимодействие через сайт районного ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию.  Вместе с тем в ходе курсовой подготовки были сделаны выводы о наличии определенных профессиональных дефицитов в работе педагогов, особенно учителей начальной школы: недостаток базовых знаний по религиозным культурам. Тьютор скоординировал деятельность по научно-методическому сопровождению.    Было решено   принимать активное участие в работе лектория  для учителей ОРКСЭ по модулю ОПК.  Два раза в месяц в храме прихода иконы Божией Матери «Скоропослушница» , а также на базе ресурсного центра   читались лекции и освещались  трудные вопросы, касающиеся религиозной тематики. Отец Димитрий помогал педагогам, выбравшим ориентиром в своей деятельности ценности православия,  повысить профессиональную компетентность, давал индивидуальные консультации.  Особенно запомнились лектории «Христианская семья-малая церковь», «Пасха»,  «Святые и святыни Нижегородского края»,  «Человек и Бог в православии».  После такой подготовки педагоги более качественно смогут  донести до учащихся в непротиворечивой и доступной форме самое ценное, что есть в отечественной духовно-нравственной культуре

         Многие педагоги  ( особенно учителя-предметники, работавшие до этого в старших классах) в ходе апробации нового курса отмечают сложность работы с детьми младшего подросткового возраста. Была приглашена православный психолог Воскресенская Влада Владимировна, которая провела в МБОУ СОШ №93 на базе ресурсного центра   семинар «Индивидуальный подход к обучающимся  в вопросах духовно-нравственного воспитания».

В связи с введением в школьный курс предмета ОРКСЭ  Центр стал организовывать собрания родителей учащихся 3-х классов по вопросам выбора модулей. Как один из результатов проводимой работы можно отметить, что модуль ОПК в рамках выбора модулей оказался предпочтительнее остальных модулей.

            В соответствии с планом работы РРЦ проводились семинары, круглые столы, конференции. Помощник благочинного  по образованию  помогал в организации и проведении всех мероприятий духовно-нравственной направленности. Особенно следует выделить семинар «Духовно- нравственное воспитание в семье», организованный совместными усилиями специалистов районного управления образования, РМО учителей ОРКСЭ и протоиерея Димитрия  Морозова. В нем приняли участие 38 человек, в том числе и родители. Вызвали интерес следующие вопросы: «Взаимодействие семьи, школы и РПЦ в возрождении семейных ценностей», «Роль курса ОПК в семейном воспитании».     В течение года проводились круглые столы. Следует отметить работу круглого стола «Взаимодействие РМО учителей ОРКСЭ и РПЦ Нижегородской митрополии», где отец Дмитрий, помощник благочинного, осветил основные вопросы сотрудничества

          С 2013 года Центр выступает организатором муниципального тура районного конкурса творческих проектов по курсу ОРКСЭ. Были проведены  мастер-класс «Использование проектной деятельности в преподавании ОРКСЭ», учебное занятие «Технология разработки творческого проекта»,  а также разработано Положение о конкурсе проектов. В конце первого года изучения курса был проведен конкурс проектов  (школьный и  районный). В подготовке и проведении конкурса оказал помощь протоиерей Димитрий Морозов, силами которого были организованы призы и подарки победителям конкурса в номинациях  «Групповой проект»  и  «Индивидуальный проект». 

В районном  конкурсе приняли участие восемь школ (№118,  №70,№66,№139,№69,№93,№67,№178).  Лучшими были признаны проекты «Православные святые- покровители профессий»  ( МАО СОШ №118),                « Пост-это школа нравственного воспитания» (МБОУ СОШ №69), «Крест – краса церквей» ( МБОУ СОШ №70), «Праздник праздников» (МБОУ СОШ №66), «Величественные храмы. Храм Гроба Господня» (МБОУ СОШ №93

Районный конкурс творческих проектов стал уже традиционным.. Результаты подготовки и защиты творческих проектов учитываются при формировании портфолио ученика.

В 2014 году в  районном конкурсе проектов приняли участие 8 школ  (74,93,64,178,69,118,67,115).   Лучшими  были признаны проекты МБОУ СОШ №93 (руководитель  Козлова Е.П.),МБОУ СОШ №74 (руководитель Гурова Н.В.),МБОУ СОШ №64 (Демина И.Н.), МБОУ СОШ №69 (руководитель Кутырева В.А.), МБОУ СОШ №178 (руководитель Федорова Е.А.).

    С 2013 года РРЦ выступает организатором муниципального тура Всероссийской олимпиады по основам православной культуры «Русь Святая! Храни веру свою». В 2014 первый раз состоялся муниципальный этап для обучающихся 4 классов, изучающих курс ОРКСЭ.  Девять школ района (№ 66.67.74.93.118.146.172,178,21)  провели школьные олимпиады «Русь Святая! храни веру свою», поэтому они смогли участвовать в муниципальном этапе. В школьном этапе приняло участие 197 человек. В муниципальном этапе приняли  участие 17 человек. Среди 4-х классов победил  Канайкин Михаил,ученик4 класса МБОУ СОШ №21 (учитель Степишкина Н.В.)  Среди 5 классов победила Суханова Варвара, ученица МБОУ СОШ №93(учитель Козлова Е.П.)

      Ежегодно на базе ресурсного центра проходят детские Рождественские чтения. Тужилкина  А.(ОУ 74)стала победителем заочного тура IX городских Детских Рождественских чтений, а Иванова А.(ОУ 64)-лауреатом.

          Центр активно участвует в мероприятиях, организуемых отделом образования Нижегородской епархии:

-Епархиальные конкурсы: «Красота Божьего мира», «Пасха Красная»и др.

-Районная рождественская елка.

-Православные праздники

Районный ресурсный центр оказал содействие в организации  поездки учителей ОРКСЭ в Москву на Международные Рождественские чтения, а также помогал  организовать   участие учителей ОРКСЭ и тьюторов Московского округа в юбилейных торжествах, посвященных700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

           РРЦ,  ДДТ ,   управление образования администрации Московского района г. Нижнего Новгорода, Московское благочиние Нижегородской Епархии (приход церкви в честь иконы божией Матери «Скоропослушница»)

В 2014 провели районный конкурс чтецов  «Это ты моя, Русь державная, моя Родина Православная!», посвященного 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Участники конкурса-учащиеся 4-х классов. Цель конкуса- формирование главных жизненных ориентиров школьников на основе служения Отечеству через образ преподобного Сергия Радонежского

    В целях диссеминации инновационного опыта учитель ОПК  Кутырева В.А.. опубликовала урок «Дорогою добра» на интернет портале «Социальная сеть работников образования», а выступление Козловой Е.П. « Координационная деятельность по научно-методическому сопровождению введения курса ОРКСЭ. Из опыта работы тьютора» на областном семинаре опубликовано на сайте НИРО.

   Учитель МБОУ СОШ №93 Козлова приняла активное участие в восьмых Нижегородских Рождественских чтениях «Образовательная система региона и Нижегородская митрополия: социальное партнерство в православном просвещении на пути духовного  возрождения нижегородцев». Ее выступление «Роль районного методического объединения учителей ОРКСЭ в развитии взаимодействия школы и РПЦ Нижегородской митрополии»  получило высокую оценку.

Кутырева В.А.(МБОУ СОШ №69)участвовала в региональном педагогическом конкурсе «Серафимовский учитель» и получила сертификат участника.

      Центр является организатором паломнических поездок для педагогической общественности, учащихся и их родителей, экскурсий по храмам и монастырям для учащихся в рамках программы «Социокультурные истоки»

В завершении хочется сказать, что мы еще в начале пути, но мы делаем все,  чтобы районный ресурсный центр стал площадкой для общения между духовенством, общественностью, педагогами, родителями  и детьми.